Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость




скачатьзаказать



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа






Обсуждения
ООО УК "Запад" пора уже выпустить приказ о несостоятельности организации как управляющей, руководству признать свою невозможность далее выполнять возлагаемые на них функции, а работникам уже достойно выйти на пенсию и поискать себе другую р...
Mr.True



Вы можете заказать несколько экземпляров черной метки абсолютно бесплатно при помощи специальной формы тут.
Дмитрий



Я тоже хочу такие карточки, а как заказать?
rabbit43



Очень надеюсь что администрация магазина ДНС просматривает этот сайт и сделает определенные выводы
rabbit43



Данный сайт создан как площадка для обсуждения потребительских нарушений в Рыбинске. Здесь имеются все инструменты для увеличения эффективности от подачи Вашей жалобы:

1) Каждая жалоба становится общественно доступной, каждый желающий мо...
Дмитрий





Главная » культура » До свидания, мама! - новое кино в "современнике"
10:03
До свидания, мама! - новое кино в "современнике"
До свидания, мама! - новое кино в

Режиссёр Светлана Проскурина, автор ряда артхаусных картин, получивших признание на престижных европейских кинофестивалях, привезла на минувшей неделе в Рыбинск свой новый фильм «До свидания, мама!». Встреча с автором и обсуждение картины прошло на заседании киноклуба «Современник» в ОКЦ.

Светлана Проскурина по первой специальности — театровед. Несколько лет она работала ассистентом режиссёра и вторым режиссёром на «Ленфильме». Затем окончила высшие курсы сценаристов и режиссёров, мастерскую Юлия Карасика, 1981 году получила диплом кинорежиссёра и продолжила работу на Ленфильме — уже в качестве режиссёра-постановщика. В творчестве Светланы Проскуриной эта профессия показала себя как универсальная и многогранная: за годы работы в кино автор проявилась также как актриса, продюсер, стала соавтором сценария для картины Александра Сокурова «Русский ковчег», произведшей на Каннском фестивале 2003 настоящий фуррор.

Уже на раннем этапе пути в режиссуре Проскурина заявила о себе как о неординарном художнике: её первая полнометражная картина «Случайный вальс», выпущенная в 1990 году, получила главный приз «Золотой леопард» кинофестиваля в Локарно, а также Гран-при «Чёрная пантера» Международного кинофестиваля в Марселе. В 1992 году фильм Проскуриной «Отражение в зеркале» участвовал в программе «Двухнедельник режиссёров» на Каннском кинофестивале. В 90-х Светлана Проскурина сняла несколько документальных фильмов для канала «Культура», в частности — о Михаиле Шемякине и Эрнсте Неизвестном. Этот опыт стал ценным в её развитии как режиссёра. В 2004 году игровой фильм Проскуриной «Удалённый доступ» участвовал в конкурсной программе Венецианского кинофестиваля. В 2008 году картина «Лучшее время года» был включён в конкурсную программу II-го Международного кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского. Ещё одним ярким событием в творчестве мастера стало то, что в 2010 году её лента «Перемирие» завоевала главный приз 21-го кинофестиваля «Кинотавр».

К Рыбинску режиссёр испытывает давнюю любовь. Именно в нашем городе проходили съёмки «Случайного вальса». С тех пор Светлана Проскурина неоднократно приезжала в наш город, привозя для показа свои фильмы. Новый визит тоже получился с подарком — картиной «До свидания, мама», снятой в прошлом году. Основой для нового фильма стал сценарий известного драматурга, сценариста и режиссёра, автора известной картины «Волчок» Василия Сигарева. Некоторое время назад он написал пьесу «Алексей Каренин» - по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина». На её основе он сделал в МХТ им. А.П. Чехова спектакль «Каренин». Работа эта увлекла Светлану Проскурину, предложившую Сигареву написать сценарий для её фильма: сделать свой вариант осмысления семейной драмы, показанной классиком, она давно хотела, хотя и считает «Анну Каренину» «просто мелодрамой».

Премьера в Рыбинске фильма До свидания, мама.

«Лев Николаевич Толстой – воздушная подушка для любого русского человека, - говорит она». Однако акценты в этой истории сценарист и режиссёр расставили не традиционно – интерпретация получилась достаточно вольной, хотя и маркированной претекстом. Эту принципиальную маркированность Светлана Проскурина объясняет так: 

- Самая большая беда нас, русских, - в несоединённости с прежним проживанием, несоединённости поколений: дети всегда хотят выбросить сервиз родителей и купить новый. Это неуважение к преемственности, на мой взгляд, делает нас слабее… Я могла назвать героиню по-другому, – я всегда вмешиваюсь в сценарий – но то, что я обожаю Льва Николаевича Толстого, мне помогало в работе. Как воздух, как некий культурный слой…


Инаковость же подхода к роману, по мысли Проскуриной, во многом объективна:

- Русское кино сослужило плохую службу этому роману, - рассказывает режиссёр.
- Девяносто процентов людей убеждены в том, что он заканчивается смертью Анны на вокзале. На самом деле в романе есть огромная восьмая глава – может быть, лучшее, что сделал Лев Николаевич Толстой в своей жизни. Там описывается то, что происходит, когда Анны уже нет. Именно там начинается настоящая, изумительная, сложная и прекрасная жизнь. Именно от этой главы я и отталкивалась в своём фильме. В ней показан прекрасный поступок Алексея Каренина… Именно он – в центре нашего внимания. Ведь у людей часто складывается впечатление о том, что в этой истории -чудесная Анна и жуткий Каренин. Но на самом деле этому «старику» Каренину всего сорок три года.

Неподдельность страдания его такова, что даже если в нём есть какие-то неуклюжесть или нелепость, она покрывает всё. Его любовь к ребёнку совершенно зачёркивает любовь Анны, которая его бросила и из-за которого почему-то капризничает… Я решила, что возьму современного Каренина и современного ребёнка и покажу, какие между ними поразительные, утончённые, сложные отношения…

Идею фильма автор определяет так:

- Это была абсолютно идеальная семья: муж, жена и ребёнок. Умные, красивые, успешные, богатые, абсолютно любящие друг друга. И вот, в один момент приходит зло – и всё рушится в одну минуту с такой скоростью, что ни один человек не может ничего понять, не может осознать, как это разрушительно и как нужно быть с этим осторожным.

В разговоре ос зрителями Светлана Проскурина подчеркнула, что не ставила перед собой задачи сделать экранизацию толстовского романа. У неё показана история, сюжет которой во многом повторяет описанный классиком: он в целом типичен и для 19 столетия, и для современной жизни. И хотя имена и сюжетные линии в фильме совпадают, автор сохраняет даже оттопыренные уши мужа Анны и лошадей, которых любит в романе Вронский (вместо одной Фру-Фру, здесь целая конюшня: у героя такой бизнес), сегодняшнее мироощущение человека здесь тоже выразилось.

До свидания, мама. фрагмент фильма Светланы Проскуриной

Прежде всего, - в том, что трагедия преобразовалась в драму: Анна в финале не бросается под поезд, а всего лишь улетает с любовником в Италию, забрав с собой их общую маленькую дочь и оставив мужу сына Серёжу. (Его в фильме играет девочка - Яна Терешина: автору нужен был нежный, хрупкий, болезненный ребёнок – мальчика с такими характеристиками отыскать не удалось, несмотря на целый год поисковой работы киногруппы) Тотального разобщения героини с миром и дорогими ей людьми не происходит. Более того, история отношений Анны с любовником Алексеем – на его роль Светлана Проскурина пригласила Алексея Верткова, внешне никак не впечатляющего, но вносящего в образ магию фавна, - прорисована схематично. Для автора она условно обозначена как порождённая тотальным злом, рушащим судьбы и причиняющим страдания. Концепт зла Проскурина понимает так:

«Это всё, что связано с нашим низом. Это и зависть, и некротость женщины в семье, и пожелание чужого, и много ещё что… Победа зла случается каждый день.Абсолютно с каждым человеком. Борется с этим каждый по-своему. Но битва эта никогда не заканчивается, пока человек жив». 

Разрыв семейный связей — проблема, животрепещущая для русской литературной традиции, особенно 19 столетия. Толстой обращался к ней в нескольких произведениях, среди которых роман «АннаКаренина» выделяется своей глубиной ихудожественным совершенством. По словам известного писателя и публициста Дмитрия Быкова, это вершина классического русского романа. Не зря Достоевский, в творчестве которого проблема «случайного семейства» - одна из ключевых, очень высоко оценил это творение Толстого, посвятив его выходу как «факту особого значения» русской жизни одну из статей в своём «Дневнике писателя» 1877 года.

В фильме Светланы Проскуриной этот заочный диалог двух гениев по-своему преломился: на роль Алексея, мужа Анны, режиссёр пригласила литовского актёра Даумантаса Цюниса, в 2009 году сыгравшего князя Мышкина в спектакле "Идиот", поставленном режиссёром Эймунтасом Някрошюсом, а саму Анну сыграла актриса Александра Ребенок, исполнившая роль Грушеньки в эпатажном спектакле «Карамазовы», поставленном в 2013 году на сцене МХТ им. А.П. Чехова Константином Богомоловым. Оба актёра тонко чувствуют, показанную Достоевским и Толстым трагедию падшего человека, саму зыбкость жизненного пути, на котором каждый шаг способен стать роковым. Это наполняет кинопространство психологической глубиной, очень сложными, часто внешне не выраженными, но явственными переживаниями.

В разговоре с рыбинскими зрителями Светлана Проскурина акцентировала два ценностных приоритета, связанных с творчеством обоих классиков. Как известно, в качестве эпиграфа к роману Толстой избрал фрагмент из высказывания апостола Павла к римлянам «Мне отмщение, и Аз воздам». Проскурина это подчёркивает:

«Пожалуйста, помните о том, что ни наша личная доброкачественность, ни наша высокая душа, ни наши нравственные головные позиции никогда не защитят нас от зла. Мы абсолютно обезоружены перед ним. Если в нашей судьбе оно случается, то вопрос только в одном: с каким достоинством мы из этой ситуации выйдем?

Поэтому будьте осторожны, когда кого-то осуждаете. Продуктивно в жизни только одно - когда мы говорим: «Люблю тебя всей душой и надеюсь на тебя…. Это единственный шанс в жизни хотя бы немного поддержать друг друга…».

Второй приоритет связан с Достоевским. «Страдать необходимо, - сказала Светлана Проскурина. - Страдание делает наше лицо человеческим». Отрадно то, что проповедническое обращение режиссёра к зрителям не вылилось в картине в очевидный призывный монолог. Несмотря на неземную идеальность мужа Алексея, его жена не выглядит однозначно: Александре Ребенок удалось изобразить сложность, почти экзистенциальную пограничность внутреннего состояния своей героини. Анна в фильме Проскуриной - скорее жертва стихии зла, безмерно страдающая, но влекомая им, как лист на осеннем ветру. Её внутренняя раздвоенность вовлекает зрителя в сопереживание и вызывает сочувствие, что, собственно, есть и в романе Толстого. Однако главный акцент автор делает на образах отца и сына, которые идут через страдание, любовью своей поддерживая друг друга. Эта кроткая, всепрощающая любовь оживляет полное воздуха, но холодное пространство картины, замечательно созданное оператором Рейном Котовым, и оставляет зрителю надежду на возрождение повреждённого человека.

Лиана Гаврилова

Категория: культура | дата: 28.04.2015 | Просмотров: 364 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: